Способность к сопереживанию - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 63 | Дата: 28.03.2017 | Время: 14:03
Способность к сопереживанию - заметки психолога Эмпатия – это способность к сопереживанию. Психологи считают это качество врожденным. Иногда младенцы, наблюдая за расстроенными или смеющимися взрослыми, могут испытывать те же чувства. Способность чувствовать эмоции других людей – удивительное качество. Но оно может принести вред, если не знать, что делать с этими чувствами. Ведь иначе можно «заразиться» чужой грустью, страхом, тревогой.
Важно научить ребенка словам, описывающим эмоции. Называйте чувства, которые переживаете вы, другие люди и ваш ребенок. «Мне очень грустно из-за того, что умер дедушка». «Ты плачешь, потому что испугался? Тебе страшно?». «Твой брат злится, потому что ему не досталось конфеты». Поощряйте других членов семьи делиться своими чувствами.
Помогайте ребенку интерпретировать эмоции людей. Спрашивайте: «Как ты думаешь, почему этот мальчик плачет?», «Как ты думаешь, почему эта старушка грустит?».
Поощряйте сострадание и взаимопомощь. Благодарите детей не только за помощь вам, но и за помощь другим людям. Когда пятилетний мальчик сам отказывается от того, чтобы ему «женщина в возрасте» уступила место и громко заявляет на весь автобус: «Нет, сидите, пожалуйста. Я же мужчина – я постою» - вот яркий пример эмпатии.

Ночные кошмары - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 47 | Дата: 28.03.2017 | Время: 12:56
Ночные кошмары - заметки психолога С ночными кошмарами, наверняка, встречался каждый. Взрослому человеку гораздо проще понять, почему ему приснился тот или иной сон, в отличии от ребенка. Бывает так, что малыш в слезах прибегает к родителям посреди ночи и рассказывает, что заблудился в темном лесу, или потерялся, или как его укусила страшная большая собака.
Кошмары могут быть реакцией на события дня – это страхи, переживания, опасения. Или же быть следствием приема некоторых лекарств, или даже симптомом некоторых заболеваний.
Если вы видите, что ваш ребенок:
- испытывает большие трудности в засыпании;
- просыпается несколько раз за ночь, а потом не может заснуть;
- часто просыпается ночью, чувствуя страх, печаль, тревогу и прочие негативные переживания;
- ребенку снится один и тот же повторяющийся сон с негативной эмоциональной окраской;
Все это – поводы для обращения к врачу.
Пусть сон будет в радость.

Домашние животные - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 59 | Дата: 20.03.2017 | Время: 16:46
Домашние животные - заметки психологаНаличие в семье домашнего животного развивает у детей чувство ответственности и учит сопереживанию.
Иногда люди заводят кошку, собаку, крысу, чтобы ребенку было с кем поиграть, забывая объяснить малышу, что живое существо – не игрушка. Дети зачастую не понимают, что, дергая за уши и хвост, могут причинить боль. Именно взрослый может научить маленького человека бережно и заботливо относиться к животному.
Но если отношения с домашним животным выстроены правильно – это настоящее сокровище для познающего мир маленького человека.
Дети часто приписывают животным человеческие черты, разговаривая с ними, доверяя сокровенные тайны. Неуверенный в себе ребенок может кардинально измениться, занявшись дрессировкой собаки. А в ответ юный дрессировщик получит любовь животного и преданность. Таким образом у человека улучшаются навыки невербального общения и сенсорные способности.
Также животные способствуют развитию логического мышления: собака гремит пустой миской – хочет кушать, скулит у двери – хочет на прогулку, затаилась – охотится на кого-то.
Домашние любимцы – мощный источник положительных эмоций и эффективное средство для снятия стресса.

Сон - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 49 | Дата: 20.03.2017 | Время: 16:27
Сон - заметки психолога Как засыпает ваш ребенок? В каких условиях ему проще всего заснуть? Все очень индивидуально. Одному малышу необходима тишина, поэтому, когда он спит, в квартире объявляется «комендантский час» - все члены семьи стараются говорить шепотом и вообще не издавать никаких лишних звуков. А бывает, что семья во время сна ребенка абсолютно никак не меняет свои привычки, про таких детей говорят – «их пушкой не разбудишь».
Тут большое значение имеет привычка. Папа одной нашей пациентки как-то говорил о том, что дочь абсолютно не может заснуть одна, ей обязательно нужно, чтобы рядом кто-то был. Когда он более подробно рассказал, как девочка обычно засыпает, все стало понятно. В семье есть традиция, они каждый вечер собираются все вместе за ужином и делятся впечатлениями за день. Семья большая и дружная, поэтому разговоры зачастую занимают час-два. А младшая дочь – наша пациентка – всегда засыпает в самый разгар беседы. Происходит так каждый день. Потом ее берут на руки и относят в кроватку, где она продолжает сладко спать до утра. Вот такая привычка. Это зона комфорта и безопасности. А вот, когда что-то меняется и девочку укладывают спать сразу в кроватку, она никак не может уснуть. Ни сказки, ни колыбельные не помогают. Потому что слишком тихо и непривычно.
Если изначально малыша приучили спать в тишине, то только в этих условиях он и сможет высыпаться.
Если же происходят нарушения сна – бессонница, ночные страхи и прочие неприятности, обязательно необходимо обратиться к специалисту. Чтобы малыш не боялся засыпать по ночам.

На ощупь - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 118 | Дата: 15.03.2017 | Время: 14:54
На ощупь - заметки психологаКогда ладони сжаты в кулак с момента рождения, а произвольно открыть ладошку нет никакой возможности, из жизни человека выпадает очень важный способ изучения окружающей действительности. Когда ребенок растет – он постоянно все трогает, берет в руки, тянет в рот и пробует «на зубок». Так он познает мир. И быстро понимает, что в песочнице песок невкусный, лопать мыльные пузыри весело, а выдергивать из кошачьего хвоста шерсть – потенциально опасно для жизни. «Руки помнят», какова на ощупь наждачная бумага и любимый пластмассовый бегемот.
Но, если с детства ладошки в кулачках, а в руки никто ничего не вкладывал, знания об окружающем мире у человека ограничены.
Одна девочка очень удивилась, когда ей предложили на ощупь с закрытыми глазами определить, какая игрушка у нее в руке, и предположила, что не сможет выполнить это задание. Хотя игрушки ей были заранее знакомы.
Когда задание было выполнено на отлично, она все никак не могла понять, как это «руки могут помнить». В 12 лет поздновато получать такое знание о себе. Но лучше поздно, чем никогда.

Право на самостоятельность - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 68 | Дата: 15.03.2017 | Время: 14:27
Право на самостоятельность - заметки психолога-Как ты обычно проводишь время дома? - спросила я однажды у одной пятнадцатилетней девочки с особенностями развития, которые лишили ее возможности двигать телом произвольно, но оставили разум в целости с сохранности.
- Смотрю телевизор, - отвечает она, - слушаю аудиокниги или просто лежу, или сижу в коляске, где поставят. Самое скучное время, это когда меня укладывают спать в 21.00, потому что в это время уже пора спать моему пятилетнему брату. А я еще не хочу спать. Иногда проходит несколько часов, пока у меня получается уснуть. А летом совсем кошмар. Мы едем на дачу, а там даже телевизора нет. Я обычно сижу в коляске на веранде и «дышу воздухом». Это ужасно скучно. А иногда на меня в саду садится муха, огромная такая, и мне ее никак не прогнать. На крики мухи не реагируют. Терпеть не могу мух.
Девочка из этой истории смогла научить младшего брата буквам, и со временем «он стал ее руками» - она говорила ему, какую программу открыть в ноутбуке, он писал за нее сообщения друзьям в соцсетях, однажды она даже рассказывала, как брат за нее играл в популярный военный симулятор, а она руководила его действиями: «Двигайся левее, вон там, видишь за горой виден противник? Стреляй!».
Никто не сможет до конца понять ощущения человека, запертого в своем собственном теле, когда дух мечтает о путешествиях. Ясно одно – когда можешь прогнать муху самостоятельно – это большое счастье.

Ценность каждого момента - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 129 | Дата: 14.02.2017 | Время: 13:04
Ценность каждого момента - заметки психологаВсе люди разные и потребности в общении у всех различаются. Вот только когда ты ничего не видишь и не можешь ходить, твой мир может сузиться до родительской квартиры. И тогда твоими друзьями становятся близкие люди – родители, родственники. Если вы однажды увидите, как трехлетний мальчика впервые трогает за ручку другого ребенка, то надолго это запомните – настолько это удивительно и одновременно с этим очень трогательно и грустно. Малыш может даже вскрикнуть от радости, потому что рукопожатие очень важный момент в его жизни. В этот день он впервые познакомился с другим маленьким человечком!
Мы забываем ценить то, что у нас есть здесь и сейчас.
Ценить каждый миг жизни.

Светлые детские мечты - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 98 | Дата: 14.02.2017 | Время: 12:36
Светлые детские мечты - заметки психологаМечта. Такое сладкое слово, такое желанное и порой недостижимое. О чем вы мечтали в детстве? О большом грузовике, о роботе-трансформере, о конструкторе и кукле с длинными гладкими волосами. О маленьком щенке, который будет гавкать, радоваться и облизывать ладошки; о милом кролике, которого можно прижать к сердцу. Детские мечты светлые, как у ангелов. Когда ребенок тяжело болен и схватка с болезнью не дает результатов, мечты – то, что помогает жить. Жить и ждать встречи с маленьким белым ёжиком, который невзначай заглянет в гости; мечтать о встрече с добрыми и веселыми енотами. Мечта – это надежда, надежда на то, что в жизни может случиться что-то очень хорошее, то, о чем снятся сны. Подарить радость так просто.

Альтернативная коммуникация - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 159 | Дата: 07.02.2017 | Время: 09:59
Альтернативная коммуникация - заметки психологаАльтернативная коммуникация – это любой способ общения помимо речи, который облегчает социальную коммуникацию.
Существуют различные средства альтернативной коммуникации, включая:
- Язык жестов
- Интерактивные коммуникационные доски (визуальные стимулы по темам, например: распорядок дня – картинки еды, сон, телевизор – все то, что может потребоваться в течение дня и пр.)
- Коммуникационные карточки-подсказки (это карточки-картинки для детей, которым необходимо напоминание взрослых о различных событиях дня, они могут дублироваться письменной речью)
- Книги "разговоров" (аудиозаписи или картинки, направленные на улучшение коммуникативных навыков)
- Коммуникационные устройства с синтезатором речи
В зависимости от сложности заболевания для ребенка можно подобрать тот или иной способ коммуникации.
Даже в ситуации с невозможностью говорить и нарушенной моторикой рук, современные технологии позволяют людям взаимодействовать с миром и вести активную социальную жизнь. Главное – правильно подобрать варианты альтернативной коммуникации.

Активное слушание - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 191 | Дата: 07.02.2017 | Время: 09:47
Активное слушание - заметки психологаТехника активного слушания в беседе с детьми – волшебный способ лучше понять друг друга.
Вот примеры частых детских фраз:
- я в детский сад не пойду!
- я с Машей больше не дружу!
- а тот мальчик забрал мою машинку!
- я не хочу, чтобы мама братика домой принесла!
Активное слушание предполагает сочувствие и понятную «обратную связь», побуждающую к дальнейшему диалогу. В данном случае правильно будет ответить так:
- Ты больше не пойдешь в детский сад. Тебя там обидели.
-Ты больше не дружишь с Машей. Ты на нее обиделся.
-Мальчик забрал твою машинку. Ты расстроен и рассержен.
-Ты не хочешь, чтобы у тебя появился братик. Ты злишься.
Удивительно, но ребенок после таких слов почувствует, что вы его хорошо понимаете, сопереживаете. Он будет настроен продолжать с вами беседу.
Мы привыкли, что в беседе надо задавать наводящие вопросы. Но когда ребенок зол и расстроен, ему проще просто ответить, что ничего не случилось, чем объяснять, что именно произошло. Ничего! А вот активное слушание настраивает общение на позитивный лад и обязательно принесет плоды. Попробуйте!

Доверие - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 130 | Дата: 31.01.2017 | Время: 10:27
Доверие - заметки психологаДоверие ребенка – очень хрупкая материя. Человек рождается с «открытым сердцем», он с удовольствием идет на контакт с окружающими, делится своими переживаниями. А потом в какой-то момент рассказывает взрослому что-то поистине важное и значимое для себя и получает в ответ осуждение.
Например, мама с папой только что поссорились, трехлетний ребенок (Р) приходит к бабушке (Б) и говорит:
Р: Мама с папой кричат. Я вырасту, стану сильным, буду полицейским, буду защищать всех. А бандитов буду бить палкой.
Б: Малыш, нельзя никого палкой бить. Разве можно так говорить?
Р: И ты плохая, и тебя палкой стукну.
У детей эмоциональная сфера не сформирована, ребенок не понимает, какое именно чувство он испытывает в данный момент. Он выражает свои эмоции на доступном ему языке. Если разобрать данный пример, то становится понятно, что, когда родители ссорились, ребенку стало страшно, ему очень хотелось, чтобы его обняли и защитили. Он интуитивно выбрал обычную защиту – агрессию - и поделился с бабушкой своими мыслями. Если бы бабушка помогла малышу разобраться в своих чувствах, разговор бы закончился иначе. Она бы сказала: «Я вижу, ссора родителей очень расстроила тебя. Давай я обниму тебя, а ты выбирай сказку, будем читать!».
В любом разговоре важно знать контекст и стараться понять мотивацию говорящего. Если ребенок делится с вами своими мыслями, значит – доверяет. Знает, что вы поймете его, поможете разобраться с различными явлениями этого мира. Это доверие сложно заслужить и очень легко потерять.

О минимальном сознании - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 182 | Дата: 31.01.2017 | Время: 09:45
О минимальном сознании - заметки психологаКогда человек находится в коме или имеет нарушения сознания, к нему нужен особенный подход. В обычном здоровом состоянии человек фильтрует до 80% информации, это значит, что органы чувств воспринимают всю информацию об окружающем мире, но не обрабатывают ее полностью. Так, например, когда вы прогуливаетесь по Невскому проспекту, то видите дома, машины, небо; слышите шум города: голоса людей, шуршание колес автомобилей по асфальту, звуковую рекламу; чувствуете огромное количество запахов: булочные, парфюмерные магазины, канализация и много другое. Вы гуляете по любимому городу с удовольствием, погруженные в свои мысли, а информация из внешнего мира тем временем бессознательно воспринимается мозгом, но не осознается за ненадобностью. Хотя, если вы вдруг услышите громкий звук, то обязательно посмотрите в сторону сигнала, это бессознательная реакция на возможно опасный раздражитель.
У человека в минимальном сознании любой новый непонятный стимул может сильно пугать. Поэтому очень важно предупреждать человека о том, что вы подходите к нему – необходимо заговорить с ним спокойным голосом, постепенно повышая голос до средней нормы. В качестве примера можно привести комфортное пробуждение после сна – громкие звуки не вызывают положительных эмоций в такие моменты. Всегда важно помнить, что внезапные прикосновения к телу – лицу, шее и пр. – вызывают испуг. Его часто можно видеть, когда мама вытирает ребенку лицо мокрой салфеткой, а он в этот момент морщится и часто моргает глазами.
О перемещении и проведении различных манипуляций необходимо предупреждать заранее, так ваши действия будут менее резкими и травматичными.
Важно помнить, что болеющий человек в любом состоянии, не должен лежать в постели в таком виде, в котором неприлично, стыдно, некомфортно и обидно находиться человеку его возраста.

Любовь и забота - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 202 | Дата: 27.01.2017 | Время: 14:04
Любовь и забота - заметки психологаКогда проводишь дома все дни своей жизни, квартира становится твоей вселенной. Мало кто задумывается, как видит окружающую действительность ребенок, постоянно лежащий в постели. Представьте, что вы проснулись как обычно в своей любимой кровати. Оглянитесь вокруг. Что вы видите? Окно, прикрытое синими шторами, книжный шкаф с разноцветными книжками, тумба с телевизором… и все. И так изо дня в день. А теперь представьте, что у вас нет возможности встать и открыть форточку, а ведь птички так и заливаются на ветке под окном. Телевизор включен, а возможности выключить его у вас нет. Книжку достать самостоятельно невозможно, полки далеко, а близких не позвать. А еще очень неприятно, когда лежишь в постели, а над тобой кто-то «нависает» и начинает что-то говорить. Психологически некомфортно чувствуешь себя, когда собеседник говорит с тобой не на одном уровне. Хочется спрятаться под одеяло и позвать маму, чтобы спасла и защитила от всех проблем. Теперь вы понимаете, что стали абсолютно беспомощным. У вас по-прежнему есть желания, потребности, но по разным причинам вы никак не можете их реализовать. Хорошо, когда рядом есть люди, которые помогут создать вокруг вас комфортную среду. Говорят, дома и стены греют. На самом деле болеющего согревает любовь и забота.

День рождения - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 159 | Дата: 27.01.2017 | Время: 13:30
День рождения - заметки психологаУ всех нас есть День рождения. Но не все отмечают этот день. Кто-то сам не хочет в силу разных обстоятельств, а кто-то и не знает, что это за праздник такой, потому что и себя-то не осознает. Это, например, дети, находящиеся в вегетативном состоянии, у них отсутствует возможность к самопроизвольной активности (сохранны лишь двигательные и вегетативные рефлексы). Бывает так, что окружающие люди не отмечают Дни рождения тяжелобольных детей, объясняя это тем, что малыши все равно ничего не понимают. Но ведь это день, когда человек пришел в этот мир. Отмечая его, мы заявляем о том, что рады самому факту существования ребенка. Это акт безусловного принятия.

Наедине с собой - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 122 | Дата: 25.01.2017 | Время: 17:11
Наедине с собой - заметки психологаКак показать человеку, что тебе необходимо его внимание, если ты – ребенок? Можно попросить почитать любимую книжку или поиграть вместе. А если родители не реагируют, то можно громко говорить, пытаясь привлечь их внимание. Все еще не слышат? Хм, тогда можно набедокурить немножко, уронить мамину любимую вазу, например. И вот уже все внимание в распоряжении ребенка. Он не предполагал, что мама расстроится или разозлится, просто хотелось, чтобы она отвлеклась от своих дел. Конечно, хочется полностью владеть ее вниманием. Особенно, если малыш привык, что все просьбы удовлетворяются в первую же секунду или после того, как ребенок громко заплакал, украдкой подглядывая из-под ресниц, работает ли это средство достижения результатов. Не сработало? Это тогда совсем обидно. И тут уже можно дольше и горче плакать. По-настоящему. Тогда мама подойдет и обнимет, говоря о том, что ей иногда просто необходимо побыть наедине с самой собой, почитать книжку. Но она все равно любит своего ребенка. Ведь дети тоже время от времени хотят побыть одни, например, посмотреть любимые мультики без посторонних. У каждого человека есть свои желания. И очень важно уважать друг друга.

Вдох-выдох - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 154 | Дата: 25.01.2017 | Время: 16:43
Вдох-выдох - заметки психологаВдох-выдох… просто, не правда ли? Вдох и выдох. Просто, но не для всех. Существуют такие болезни, которые не позволяют человеку дышать так, как ему привычно. Некоторые заболевания требуют искусственной вентиляции легких, некоторые заставляют дышать с помощью отверстия, через которое специальную трубку вводят в трахею. Болезнь меняет мир человека, иногда лишая его самых привычных вещей. Но ребенок, переживающий тяжелую болезнь, не перестает оставаться ребенком. Он все так же хочет играть и познавать мир.

Правда - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 249 | Дата: 22.12.2016 | Время: 14:27
Правда - заметки психолога«Какая разница в именах, которыми нас зовут? […] Куда важнее, как мы сами себя зовем. Наедине с одиночеством, когда только Бог и дьявол могут услышать». Сергей Лукьяненко «Спектр»

Интересная мысль. И действительно, что могут окружающие знать о нашей жизни? Одобрение ли, негатив ли – это все лишь чужое мнение.
На детской площадке играет мама с малышом, ее ребенок в детской коляске, хотя окружающим кажется, что в этом возрасте ребенок уже давно должен бегать самостоятельно. Они смотрят и перешептываются, осуждая маму, не дающую свободу движения своему ребенку. Визуально ребенок активный и поэтому люди уже сделали выводы. Только вот правда не всегда такая, какой кажется. У ребенка заболевание, которое не повлияло на интеллектуальные способности, но обездвижило нижнюю часть тела. Маме ребенка тяжело терпеть на себе осуждающие взгляды, но она сильная – справляется, делает вид, что ей безразлично мнение окружающих. Потому что только она знает правду

Шанс на счастье - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 170 | Дата: 22.12.2016 | Время: 14:18
Шанс на счастье - заметки психологаКогда в семье рождается ребенок с тяжелыми множественными нарушениями развития, очень важно соблюсти баланс между ожиданиями и реальностью.
От одной девочки требовали знания таблицы умножения, но в силу специфики памяти и мышления, она никак не может выучить наизусть заветную таблицу. Из-за этого она считает себя очень глупой и часто плачет по ночам. В связи с этим возникает вопрос: где находится грань между желанием помочь своему ребенку и реализацией собственных стремлений? Ведь, в сущности, самое главное – чтобы в семье был мир и гармония. А в ситуации с тяжелобольным ребенком первостепенно качество жизни маленького пациента. Когда родители принимают сам факт болезни и осознают перспективы, уходит тревога. И тогда у ребенка появляется шанс быть счастливым.

За чертой - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 162 | Дата: 21.12.2016 | Время: 11:01
За чертой - заметки психологаПереживая утрату, человек может испытывать абсолютно разные эмоции. Не бывает в этой ситуации правильных и неправильных чувств. Кто-то хочет побыть наедине со своими мыслями, кто-то боится остаться один. Хорошо, когда близкие могут дать понять, что они всегда рядом, но при этом не переходят черту и не заполняют собой все вокруг. Самое главное – это бережное отношение к чужим чувствам. Нужно быть рядом ровно настолько, насколько требуется.

Одиночество в семье - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 174 | Дата: 21.12.2016 | Время: 10:26
Одиночество в семье - заметки психологаМало кто задумывается о том, что, когда в семье двое и больше детей, и один из них тяжело болен, все внимание родителей направлено на больного ребенка, в то время как здоровый, зачастую, мучительно страдает в тишине, мечтая получить чуточку родительского внимания. Чаще всего ребенок скрывает эти чувства, потому что испытывает вину за них. Во время консультаций с психологом, дети часто говорят о том, что очень злятся на то, что братик или сестричка заболели. Если это дети помладше, то порой они проявляют агрессию к больному близкому – щипаются, бросаются игрушками, передразнивают. Это происходит потому, что они не в силах выразить иначе ту боль, которую испытывают вследствие чувства одиночества. Ведь нередко здоровые дети на время переезжают к бабушке с дедушкой, чтобы дать возможность родителям посвятить время уходу за болеющим. Злость, завить, ненависть, обида – столько сложных чувств, с которыми маленький ребенок не в силах справиться самостоятельно.

Родительские надежды - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 149 | Дата: 20.12.2016 | Время: 15:57
Родительские надежды - заметки психологаКак солнце согревает землю своими лучами, так любящая мать окутывает заботой своего ребенка. В этом тепле столько чувств, мыслей, переживаний и надежд. Но вот что интересно – как не превратить надежду в наказание? Бывает так – рождается в семье малыш, он еще совсем маленький, а родители его уже «видят» великим хоккеистом. Водят его на все игры любимой сборной, покупают ему малюсенькую клюшку, отдают в секцию, тратят огромное количество ресурсов на реализацию своей мечты – воспитать спортсмена. А мальчик тем временем растет и, например, начинает увлекаться музыкой. И вот тут перед ребенком встает дилемма – начать серьезно заниматься музыкой и не оправдать надежд родителей или продолжить заниматься , хотя это не приносит ему абсолютно никакой радости. Это очень сложный выбор – стремиться реализовать свою мечту или стараться оправдать ожидания самых близких людей. Интересно, какой вариант принесет мальчику счастье?

Время на адаптацию - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 160 | Дата: 01.12.2016 | Время: 09:54
Время на адаптацию - заметки психологаРебенок тяжело заболел, привычный мир рухнул, все изменилось. В голове одновременно проносится миллион вопросов: «Почему? Зачем? Как помочь? Как это пережить?» К сожалению, не существует волшебной палочки, взмахнув которой, можно стереть переживания и боль. Пройдет много времени, прежде чем завершится период адаптации. А пока семью болеющего малыша переполняет опустошенность, вина и тоска. В этот период очень важно, чтобы окружающие люди смогли оказать поддержку и выслушать то, что хочется повторять вновь и вновь, ведь так говорящий справляется с болью. Сколько времени понадобится на это? Сложный вопрос. На него нет однозначного ответа. Это вопрос принятия диагноза и перспектив. Это совсем иная дорога жизни. А тропы каждый выбирает для себя сам.

О ресурсах - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 202 | Дата: 29.11.2016 | Время: 13:38
О ресурсах - заметки психологаСколько же нужно сил, чтобы дарить любовь, даже когда не остается сил. Когда все действия доведены до автоматизма, когда распорядок дня имеет жесткую структуру. Родители тяжелобольных детей часто говорят, что их жизнь похожа на «день сурка»: раннее пробуждения, гигиенические процедуры, завтрак, обед, ужин, подгузники, врачи - вся жизнь сконцентрирована вокруг болеющего ребенка. Можно посоветовать отвлечься, дать себе время на хобби, но ведь зачастую это нереально, особенно когда нет близких людей, готовых помочь и поддержать. Тут встает вопрос о ресурсах – внешних и внутренних. Внешние ресурсы – это помощь со стороны, факторы среды, а внутренние – это те силы, которые сокрыты в душе. Часто, задумываясь о том, что человека держит «на плаву», люди говорят о том, что нет никаких ресурсов. Вообще. Но если подойти к этому вопросу серьезно, посветить время размышлениям на эту тему, начинают открываться секреты, ранее неизвестные. В такие моменты происходит знакомство с силами души.

Мир детства - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 151 | Дата: 29.11.2016 | Время: 09:47
Мир детства - заметки психологаВ жизни многих людей музыка имеет большое значение. Как чувствуют же и ощущают музыку дети с тяжелыми множественными нарушениями развития?
Чувства и ощущения – это ключ к продуктивному диалогу между родителем (специалистом или внешним миром) и ребенком с тяжелыми множественными нарушениями развития. Мелодия, ритм, темп – характеристики, которыми можно показать ребенку мир вокруг.
Музыка может успокоить, расслабить или же наоборот взбудоражить, развеселить, расстроить и раздражить. Музыкальное занятие позволяет создавать среду, в которой и ребенок, и взрослый могут свободно петь, играть, общаться Они получают возможность выразить себя. Для кого-то это один из важнейших каналов восприятия окружающего мира. Когда ребенок играет на музыкальном инструменте, он быстро получает какой-то результат, этот результат не может быть неуспешным: «я нажимаю на клавишу и получаю звук».
Музыка эмоционально наполнена, детям необходимо проговаривать, какую эмоцию они испытывают в данный момент, потому что музыка наиболее полно позволяет ощутить всю глубину переживаний. Очень важно создать атмосферу доверия, принятия друг друга. В музыкальных занятиях родители лучше «раскрываются», погружаются в мир легкости, расслабленности и детства. Существует много игр, направленных на взаимодействие детей и родителей через игру на музыкальных инструментах, этот процесс протекает легко и непринужденно благодаря легкой доступности происходящего. Музыка может дополняться различными игровыми техниками и арт-терапией, что расширяет представления ребенка об окружающем мире.

Время на счастье - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 127 | Дата: 25.11.2016 | Время: 18:30
Почему так часто психологи говорят, что при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития так важно работать в темпе, комфортном для ребенка? И что это вообще значит? Тут речь идет о скорости реакции. У всех детей она разная. Кто-то сразу реагирует на стимул, а кто-то спустя несколько минут. Опуская медицинские подробности процесса, можно говорить о том, как быстро информация от рецепторов передается в мозг. Важно дать время ребенку на то, чтобы отреагировать. Именно поэтому бывает так, что во время занятия используется один-два стимульных материала. Это необходимо для того, чтобы не перегружать сенсорную систему лишней информацией. У нас есть один пациент Миша, очень интересно наблюдать, как он реагирует на канис-терапию (так называют игры с животными). Сначала кажется, что ему вообще не интересно, что рядом с ним лежит собака, такая мягкая, теплая, серая, лохматая. И так он лежит минуты две. Потом он очень медленно поднимает руку и начинает перемещать ее в сторону животного, это занимает еще пару минут. А когда он, наконец, дотрагивается до собаки и захватывает ладошкой шерсть, он вдруг начинает улыбаться. С момента, как рядом с ним появилась собака, прошло 5-6 минут. Мальчик улыбается целый день после этой встречи. Целый день счастья! И, конечно же, этого бы не случилось, если бы окружающие не дали ему время на то, чтобы прочувствовать все. От начала и до конца.

О планировании работы социально-психологической службы - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 127 | Дата: 25.11.2016 | Время: 18:29
В работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития всегда сложно планировать работу. К примеру, можно запланировать занятие на стимуляцию активности опорно-двигательного аппарата, а ребенок ну вот совсем не хочет быть активным сегодня, потому что настроение у него меланхоличное и слезливое. Или наоборот, планируешь развивать моторику рук (лепить из пластилина льва – царя зверей), а у малыша абсолютно нет желания сидеть и скрупулезно заниматься монотонной деятельностью, ему хочется играть в мяч и бегать. Тут очень важно понимать, когда необходимо выполнить запланированное, а когда забыть о плане и «поймать волну» ребенка (так занятие будет гораздо плодотворнее). Ведь, в конечном счете, главное чувствовать другого человека. Тогда и дело увенчается успехом.

Ритуал как признак безопасности - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 174 | Дата: 25.11.2016 | Время: 15:41
Ритуал как признак безопасности - заметки психологаДети любят стабильность и постоянство, чтобы все было «как всегда», потому что это несет собой важное чувство – чувство безопасности. А ведь жизнь такая стремительная, все вокруг постоянно меняется. Взрослые зачастую не понимают, почему так важно перед сном читать одну и ту же сказку, ведь понятно, что все слушатели, в том числе домашние питомцы, уже знают ее наизусть. А ребенка наоборот это успокаивает, засыпает он тихо и спокойно. В занятиях с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития особенно важны ритуалы. Когда имеются нарушения слуха и зрения, гораздо сложнее контролировать происходящее вокруг. А это, безусловно, рождает тревогу. Новые запахи, новые звуки, новые люди – все это причиняет дискомфорт. Поэтому психологи часто говорят о важности создания ритуалов в жизни ребенка. Ритуал приветствия, по которому ребенок сможет отличать людей, ритуал прощания, ритуал, сообщающий о предстоящем приеме пищи. Это сделает жизнь человека с ограниченными возможностями здоровья стабильнее и понятнее. А ведь это так важно.

О стыде - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 178 | Дата: 25.11.2016 | Время: 15:00
О стыде - заметки психологаСтыд человек испытывает тогда, когда, по его мнению, его поступок или личное качество является социально неприемлемым.
По К.Э. Изарду: «Стыд сопровождается острым и болезненным переживанием осознания собственного «Я», человек кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным и т. д. Стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко и ощущением неудачи, поражения. Пристыженный человек не в состоянии выразить словами свои переживания. Позже он обязательно найдёт нужные слова и будет вновь и вновь представлять себе, что он мог бы сказать в тот момент, когда стыд лишил его дара речи. Как правило, переживание стыда сопровождается острым чувством неудачи, провала, полного фиаско. Это чувство вызывает уже сама неспособность мыслить и самовыражаться в свойственном нам стиле. Стыд порождает особого рода отчуждённость. Человек очень одинок, когда сгорает в пламени стыда, не в силах спрятаться от пронзительного взора собственной совести. Он действительно отчуждён от окружающего, хотя бы в том смысле, что не в состоянии так же, как прежде, запросто обратиться к другому человеку, перекинуться с ним ничего не значащими фразами».
Чувство стыда всегда сложно переживается человеком. Некоторые болезни заставляют чувствовать стыд из-за того, какие последствия они несут. Будь то выпадение волос после перенесенной химиотерапии или невозможность самостоятельно ходить в туалет и вынужденная потребность в подгузниках. Болеющий человек ловит на себе сочувствующие взгляды, хотя больше всего он хочет чувствовать себя обычным и не привлекать внимания. А все потому, что хочется быть здоровым. И смешиваются в голове мысли и чувства: и стыд, и злость, и обида, и надежда. Надежда на то, что однажды, пробудившись с утра, вдруг поймешь, что болезнь – лишь страшный сон. И все будет хорошо. И хочется чувствовать любовь и поддержку близких. Не жалость. Любовь. Только любовь.

Посмотрим на работу по-новому? - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 116 | Дата: 21.11.2016 | Время: 17:25
Семьи, столкнувшиеся с тяжелой болезнью ребенка, часто говорят о том, что им приходится выбирать между домом и работой. А ведь длительный перерыв в работе часто ведет к потере квалификации. Спустя несколько лет перерыва в работе человек зачастую говорит о том, что теперь не знает, «куда себя применить», чувствует неуверенность в себе, боится предпринимать шаги к дальнейшему трудоустройству, опасаясь отказа потенциальных работодателей. В такой ситуации важно составить план действий для того, чтобы визуализировать предстоящие действия:
1. необходимо определиться с графиком работы и возможными ресурсами, которые могут потребоваться (сюда входит характер работы – надомный или на территории работодателя)
2. сфера деятельности (возможно, в ходе размышлений о будущей работе, вы придете к выводу, что пора сменить направление деятельности):
• Определиться со сферой будущей деятельности
• Определиться, необходимо ли дополнительное обучение (курсы повышения квалификации, он-лайн обучение, бесплатные курсы, социальные программы)
• Выбрать внешние ресурсы, которые могут занять ребенка во время обучения
3. составление резюме, которое подчеркнет ваши сильные стороны
4. рассылка резюме в интересующие компании
5. собеседования
Если возникают вопросы психологического характера, стоит обратиться за консультацией к психологу.

Крик о помощи - заметки психолога

Раздел: Заметки психолога | Просмотров: 180 | Дата: 21.11.2016 | Время: 17:11
Крик о помощи - заметки психолога«Обжегшись на молоке – дуют на воду». Доверие сложно заслужить, особенно, когда душа знакома с болью разочарований. Нежное сердце медленно сковывают защитные стены. Потому что больно чувствовать себя одиноким перед лицом сложностей. Сначала ищешь помощи и поддержки среди родных и близких, веришь. А потом, в тот самый момент, когда силы на исходе, вдруг случается, что рядом никого не оказывается. В другое время можно было бы порассуждать о том, что «друг в беде не бросит», но именно сейчас, именно в этот самый момент, когда остро нужна помощь – ее нет. И тогда сердце может ожесточиться. И тогда появляется негатив, агрессия… мало кто задумывается, что на самом деле это крик о помощи! Просто это эмоциональное напряжение больше невозможно держать в себе.


Архив новостей
по месяцам
Апрель 2017 (12)
Март 2017 (20)
Февраль 2017 (15)
Январь 2017 (17)
Декабрь 2016 (31)
Ноябрь 2016 (33)


Яндекс.Метрика