Человеку нужен человек
Не так давно в Санкт-Петербургском хосписе для детей и взрослых было организовано досуговое мероприятие на одной из площадок города. Многие из ребят передвигались на колясках. Я наблюдала за реакцией окружающих людей, и она была разной. Кто-то, словно испытывая чувство неловкости, избегал с ними прямого контакта глаза в глаза. Кто-то вел себя отстраненно либо, напротив, проявлял «наигранное» участливое поведение. Но были и те, кто вел себя с нашей группой совершенно естественно, и это радовало.
Почему мы так по-разному себя ведем?
Во многом наши реакции зависят от жизненного опыта, и это не хорошо и не плохо. Просто так есть. Но важно, что отслеживая свои переживания, мы можем выходить за рамки привычного поведения, меняться.
Итак, нужно ли предлагать и оказывать человеку поддержку, например, когда ему нужно преодолеть лестничный пролет в помещении, где не организована доступная среда. Не будет ли это ущемлять его достоинство, словно лишая статуса обычного человека? Я думаю в такой ситуации оказать помощь совершенно естественно. Как если бы помощь потребовалась человеку в чем-то ином, например, в сопровождении в незнакомом месте, или при других обстоятельствах.
Другое дело, что помощь нужно предлагать в уважительной форме, принимая во внимание, что каждый человек имеет право отказаться от нашей заботы. Достаточно спросить: «Добрый день! Нужна ли Вам какая-то помощь?». И здесь важен эмоциональный посыл с которым вы обращаетесь к кому-либо. Ведь нуждающейся в поддержке человек – это обычный человек, и не важно, на коляске он или нет.
Развитие комфортной и доступной среды безусловно открывает новые возможности перед каждым из нас и дарит свободу. Но совершенствование этой системы нацелено не на то, чтобы «забыть» о том, что определенные ограничения, например, по здоровью, могут иметь место быть. Развитие такой среды совсем не исключает того факта, что при разных обстоятельствах, человеку на коляске, как и любому другому, может потребоваться поддержка. Человеку просто нужен человек!
Александрова Ольга Викторовна, психолог, руководитель социально-психологической службы АНО «Детский и взрослый хоспис»
Почему мы так по-разному себя ведем?
Во многом наши реакции зависят от жизненного опыта, и это не хорошо и не плохо. Просто так есть. Но важно, что отслеживая свои переживания, мы можем выходить за рамки привычного поведения, меняться.
Итак, нужно ли предлагать и оказывать человеку поддержку, например, когда ему нужно преодолеть лестничный пролет в помещении, где не организована доступная среда. Не будет ли это ущемлять его достоинство, словно лишая статуса обычного человека? Я думаю в такой ситуации оказать помощь совершенно естественно. Как если бы помощь потребовалась человеку в чем-то ином, например, в сопровождении в незнакомом месте, или при других обстоятельствах.
Другое дело, что помощь нужно предлагать в уважительной форме, принимая во внимание, что каждый человек имеет право отказаться от нашей заботы. Достаточно спросить: «Добрый день! Нужна ли Вам какая-то помощь?». И здесь важен эмоциональный посыл с которым вы обращаетесь к кому-либо. Ведь нуждающейся в поддержке человек – это обычный человек, и не важно, на коляске он или нет.
Развитие комфортной и доступной среды безусловно открывает новые возможности перед каждым из нас и дарит свободу. Но совершенствование этой системы нацелено не на то, чтобы «забыть» о том, что определенные ограничения, например, по здоровью, могут иметь место быть. Развитие такой среды совсем не исключает того факта, что при разных обстоятельствах, человеку на коляске, как и любому другому, может потребоваться поддержка. Человеку просто нужен человек!
Александрова Ольга Викторовна, психолог, руководитель социально-психологической службы АНО «Детский и взрослый хоспис»
Раздел: Заметки психолога, Новости учреждения | Просмотров: 326 | Дата: 05.06.2023 | Время: 14:27 |