Любимый и верный друг подопечных хосписа для молодых взрослых в Пушкине –Доктор Кнопка Анна Назарук – с нами уже больше 10 лет. Для многих ребят Доктор Кнопка – это гарантированный праздник, когда не надо специально настраиваться на хорошее настроение, оно возникнет само собой, как только порог хосписа переступит взбалмошная и немного нелепая Кнопка. Ребята ждут каждого ее визита, и она всегда приходит с музыкой, песнями, шутками.
Доктор Кнопка на то и доктор, что дарит легкое дыхание жизни нашим подопечным, дает кислород, чтобы радоваться и смеяться. Ведь больничный клоун – это и друг, и психолог, и партнер по игре. Клоун рядом, когда тяжело, когда нужна помощь. Регулярность – главный принцип работы больничного клоуна. Ребята в хосписе в Пушкине знают: что бы ни случилось, клоун придет.
Мы поговорили с Анной Назарук о выборе профессии, о взрослых детях и самых любимых вещах на свете.
– Анна, вы ведь из потомственной медицинской семьи?
– Да, я родилась в семье врачей. Мама – терапевт, папа – хирург и рентгенолог, бабушка – анестезиолог-реаниматолог. С детства я слушала дома разговоры про пациентов, врачей и больницы. Не было сомнений, кем быть, когда вырасту. Но родные отговорили. В итоге я стала госслужащей, проработала ровно год, ушла в декрет и уже обратно на госслужбу не вернулась. У меня собственный маленький кукольный театр и больше 10 лет я работаю больничным клоуном.
Ты не вылечишь мир, и в этом все дело. Врачу нужно быть отстраненным эмоционально профессионалом. Иначе сгоришь. Я так не могу. Поэтому зашла-таки в этот мир. Но через другую дверь.
– Считается, что клоун – это про детей и для детей, поэтому мало соприкасается со взрослым «суровым» миром. Как в этой устойчивый миф вписываются подопечные хосписа в Пушкине?
– А миссия больничного клоуна никак не зависит ни от чьего возраста. Взрослые – это выросшие дети, и в каждом из нас есть ребенок. Просто некоторые об этом забывают или им неудобно в этом признаваться. А клоун – это человек из другого мира, который дает на 10-15-20 минут вынырнуть из обычной реальности в фантастическую, почувствовать что-то новое, неизвестное.
И потом, многих подопечных хосписа для молодых взрослых я знаю еще детьми, когда они находились в детском стационаре на улице Бабушкина в Петербурге. Поэтому у нас уже сложилась своя долгая история общения и дружбы. И порой я больше нужна даже не ребятам, а их мамам. Просто быть рядом – уже много.
– Вы приходите к ребятам с уже готовыми номерами для выступления или это импровизация?
– У меня всегда импровизация. Бывает делаю домашние заготовки, к примеру, смешные викторины, фокусы или жонглирование. Какие-то приемы я знаю заранее, но не факт, что я их использую во время общения с ребятами. История может в любой момент повернуться в самую неожиданную сторону, в этом тоже есть клоунская магия.
– А в чем магия клоунского носа?
– Нос — психологическая защита, которая позволяет разделять личную жизнь и работу. Кстати, очень забавно смотреть на мои первые фото. Много грима, деталей, яркого в костюме. Кажется, что за этим прячешься. Со временем пропадает все лишнее. Прятаться можно только за нос. Мне легче быть голой, чем без носа.
– Что бы вы сказали тому, кто хочет сейчас стать больничным клоуном?
– Ходи! Ходи много и регулярно. Так часто, как сможешь. Но давай не от недостатка, а от избытка. Быть нужным – невозможно круто. Знать, что тебя ждут – очень тепло. Да, будут потери и горе. Но это плата за то настоящее и человеческое, чего становится вокруг очень много. Ничего не бойся! Я в тебя верю.
– Что любит Кнопка?
– Люблю, когда праздник в хосписе, и все собираются, едят сахарную вату и попкорн, можно потискать лысую крысу или погладить сову, и кругом куча старых знакомых, и все улыбаются и фотографируются, и можно обниматься направо и налево.
Еще я люблю, когда серьезно и по-настоящему. Когда доверяют и рассказывают, и ты рассказываешь в ответ. Когда щемящая нежность. Когда незаметно зарождается настоящая дружба, и очень хочется, чтобы навсегда. Хотя слово навсегда не люблю. Какая-то неизбежность от него просыпается.
Люблю, когда увидишь в магазине новую крутую штуку. Вот например, мозгового слизня Аркадия. И знаешь, как ему обрадуются, когда ты его принесешь в больничку. И как играть с ним будем круто. Или когда фокус новый выучишь. Или трюк жонглерский. И прямо ждешь-не дождешься, как можно показать их будет. И как Даня удивится. А Леша скажет - дай попробовать!
Люблю, когда только успел войти в палату, а тебе уже улыбаются. И ждут, что сейчас будет здорово. И обязательно будет, потому что ждут. Иногда бывает и когда не ждали. Тогда так и говорят – мы и не думали, что будет здорово. А оно вот оно как получилось!
Люблю, когда не узнают без носа. А потом вдруг узнают и удивляются: Это ты?! А я говорю – нет, не я. А мне – так нет же, это ты. А я говорю – ну тогда я.
🔹Публикация подготовлена в рамках проекта «Хоспис для молодых взрослых: апробация системы паллиативной помощи для молодых пациентов паллиативных служб в возрасте 18-35 лет», реализуемого АНО «Детский и взрослый хоспис» при поддержке Фонда президентских грантов.
Для того, чтобы стать волонтером хосписа нужно заполнить анкету по ссылке ниже. После этого с вами свяжутся и пригласят на обучение в школу волонтеров.
https://forms.yandex.ru/u/63ff2696eb6146ca1a817c4d/