Мы продолжаем беседу о том, что переживают подростки в период лечения онкологического заболевания, и сегодня мы хотели бы остановиться на теме отношения к собственному заболеванию. Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились к самим подросткам, и обобщив их ответы, увидели следующее.
Опасения подростков относительно болезни касаются, в первую очередь, ухудшения физического состояния: боли, тошноты, беспомощности, связанной с нарушениями функций организма (зрения, опорно-двигательного аппарата), а также с необходимостью вновь проходить через болезненные процедуры в случае рецидива заболевания. Таким образом, мы можем предположить, что в большей степени подростки нуждаются в поддержке при тяжелых лечебных процедурах, при ухудшении состояния (во время химиотерапии, трансплантации костного мозга, а также перед процедурами, с которыми они сталкиваются впервые, и при рецидивах). Трудным периодом являются операции. Если ребенка не готовят к операции, то стресс, испытываемый им при столкновении с физическими страданиями или нарушениями функции организма, так силен, что встречаются случаи попыток убежать из больницы.
Наши наблюдения показывают*, что в сравнении с родителями, подростки реже обращаются за психологической помощью в период начала лечения. Мы можем предположить, что это связано с тем, что сам диагноз, который родители боятся озвучивать детям, часто «замалчивается». Либо не является пугающим в силу их возрастных и психологических особенностей (и др.).
Подростки-пациенты отмечают, что в меньшей степени склонны искать поддержки у специалистов, либо обращаются к религии, в сравнении со своими родителями, поскольку для них большее значение играет поддержка друзей, а также собственные личностные особенности (характер, терпение, умение отвлечься, сила воли).
Большинство вопросов, которые они задают себе или риторически адресуют окружающим, так или иначе касаются размышлений о будущем, а также перспективы возвращения к жизни вне «диагноза» («когда я смогу посещать школу?»; «меня волнуют вопросы о предстоящем лечении» и др.).
Большинство из них отмечают, что эмоциональная устойчивость является основным инструментом при совладании с недугом («терпение и понимание, хороший настрой»; «мое стремление к выздоровлению» и др.). А также поведенческий компонент, то есть соблюдение рекомендаций врачей и определенных правил («слушать врачей» и др.).
В следующий раз мы более подробно остановимся на том, какой поддержки ждут подростки в период лечения.
Руководитель Социально-психологической службы АНО "Детский и взрослый хоспис"