» » Жизнь, любовь и участие. Интервью с о. Александром Ткаченко

Жизнь, любовь и участие. Интервью с о. Александром Ткаченко

О деятельности первого в России Санкт-Петербургского детского хосписа любезно согласился рассказать его основатель и бессменный руководитель протоиерей Александр ТКАЧЕНКО. Мы искренне благодарны отцу Александру, что, несмотря на большую занятость, он нашел время для беседы с нами.

- Отец Александр, расскажите, как создавался Детский хоспис? Как удалось найти финансирование для проекта?

- Свою деятельность мы начали в 2003 году, когда был создан Благотворительный фонд «Детский хоспис», в штат которого вошли психологи и социальные педагоги, работающие с детьми с тяжелыми заболеваниями и их семьями. Поначалу это была небольшая группа людей, которая была готова развивать новое для российской медицины направление – паллиативную помощь детям. В 2006 году было создано Медицинское учреждение «Детский хоспис». Нам очень помогла Валентина Ивановна Матвиенко – благодаря ей из городского бюджета были выделены средства на покупку автомобилей скорой помощи и медицинского оборудования. Мы получили лицензию на медицинскую деятельность и начали оказывать полноценную паллиативную помощь детям на дому – не только психологическую, социальную и духовную, но и медицинскую.

И Благотворительный фонд, и Медицинское учреждение – это некоммерческие организации, существующие на средства благотворителей: коммерческих компаний, других фондов, простых граждан. Мы очень благодарны всем, кто дает нам возможность на протяжении этих лет помогать детям, покупать им необходимые лекарства, обеспечивать медицинский уход, психологическое наблюдение. Стационар Детского хосписа, открытый в 2010 году, является государственным учреждением и финансируется из бюджета Санкт-Петербурга. А вот Центр паллиативной помощи в Ленобласти, который предоставляет жилье тяжелобольным детям и их семьям, приезжающим на лечение в Петербург из других регионов, существует исключительно на пожертвования.

- В чем основная задача хосписа? Как он работает?

- Вся работа хосписа в первую очередь направлена на улучшение качества жизни тяжелобольного ребенка и его близких. Это очень важный момент: паллиативная помощь охватывает всю семью, ведь для ребенка крайне важны отношения со значимыми взрослыми, а его родственники часто тяжело переживают столкновение с болезнью и нуждаются в психологической, духовной и социальной поддержке.

Философия хосписа сосредоточена на жизни, а не на смерти. Любой человек имеет право на достойную, насыщенную и активную жизнь до самого конца, и наша задача – приложить все усилия для того, чтобы наши пациенты не испытывали боли, чтобы каждый их день был полон новых впечатлений и событий. Если говорить про стационарное отделение хосписа, то мы стремились сделать его похожим на уютный дом, а не на стандартную больницу. Дети у нас могут заниматься творчеством, гулять, учиться, с ними рядом все время находятся их близкие, психологи или волонтеры, для пациентов проводят концерты, мастер-классы, встречи с известными людьми. У выездной службы хосписа есть подопечные, которые из-за болезни не могут выходить на улицу – для них мы стараемся устраивать какие-то интересные события прямо на дому. Недавно, например, к одному пациенту в гости приезжала целая музыкальная группа.

Жизнь, любовь и участие. Интервью с о. Александром Ткаченко Жизнь, любовь и участие. Интервью с о. Александром Ткаченко

- На сколько маленьких пациентов рассчитан хоспис?

- Круглосуточный стационар хосписа рассчитан на восемнадцать мест, дневной – на десять. В Центре паллиативной помощи могут разместиться от шести до десяти семей. Всего под нашим наблюдением находится около трехсот пациентов из Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

- Взаимодействуете ли Вы с городскими больницами, и как это происходит?

- Городские больницы о нас знают, и если у них появляется пациент, нуждающийся в паллиативной помощи, они сообщают об этом нам. Наши пациенты, в свою очередь, могут получать в городских больницах специализированную медицинскую помощь, которую невозможно оказать в условиях хосписа.

- Есть ли храм при хосписе?

- В хосписе есть домовый храм в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). В храме еженедельно совершаются богослужения, на которых могут присутствовать и дети, и родители, и сотрудники. Святитель Лука был не только служителем Церкви, но и врачом, он стал основоположником гнойной хирургии, проводил сложнейшие операции во время войны, при этом он подвергался многочисленным арестам, ссылкам. И для меня, и для сотрудников хосписа он является примером мужественного человека и настоящего врача.

- Расскажите о проекте «Мечты сбываются».

- Этот проект стал естественным продолжением нашей деятельности по улучшению качества жизни тяжелобольных детей. И наши подопечные, и пациенты детских городских больниц нуждаются не только в медицинском сопровождении, но и в простом человеческом участии. Все дети, независимо от возраста и состояния здоровья, любят мечтать. Это может быть мечта о новой игрушке, книге, компьютере, о поездке в интересное место или о встрече с кумиром. Кто-то хочет сходить на футбольный матч, а кто-то – полетать на воздушном шаре или прокатиться на танке. Исполнение мечты может дать ребенку с тяжелым заболеванием и его семье очень многое. Для таких детей это настоящий праздник, который может придать им сил для каждодневной изнурительной борьбы с болезнью и действительно улучшить их эмоциональное, психологическое и даже физическое состояние.

Проект «Мечты сбываются» существует уже много лет. Мы собираем заявки от родителей или самих детей, которые описывают свои самые сокровенные желания, привлекаем благотворителей, волонтеров, всех неравнодушных людей, готовых помочь осуществить эти мечты. Исполненная мечта – это больше, чем просто подарок. Это еще и внимание, человеческое тепло. Часто то, что дети получают – например, компьютер или телефон – становится для них не просто игрушкой, но окном в мир, который по причине болезни может быть им недоступен во всей его полноте.

Жизнь, любовь и участие. Интервью с о. Александром Ткаченко Жизнь, любовь и участие. Интервью с о. Александром Ткаченко

- Хоспис стал государственным медицинским учреждением. Что изменилось в его работе?

- В 2010 году был открыт стационар Детского хосписа – первое государственное учреждение паллиативной помощи детям в России. При этом продолжается деятельность Благотворительного фонда «Детский хоспис» и Медицинского учреждения «Детский хоспис» – негосударственных некоммерческих организаций. Так что нельзя сказать, что хоспис из негосударственного стал государственным, скорее, Детский хоспис реализует модель частно-государственного партнерства.

НКО имеют большие по сравнению с государственными структурами возможности поиска финансирования: мы можем приобретать дополнительное оборудование, организовывать досуг наших пациентов и их семей, проводить масштабные благотворительные акции, такие как «Мечты сбываются», издавать и распространять методические пособия на базе опыта хосписа для специалистов паллиативных служб из других регионов страны.

- Вы также являетесь генеральным директором первого в России Императорского Фонда исследования онкологических заболеваний, учрежденного Великим Князем Георгий Михайловичем. Расскажите о его деятельности.

- У нас существует немало благотворительных организаций, помогающих онкологическим больным – и это, конечно, правильно. Но почти никто не занимается поддержкой врачей-онкологов, а ведь это необходимо для того, чтобы развивалась наука, чтобы внедрялись новейшие технологии медицинской помощи, чтобы, наконец, талантливые врачи не уезжали за границу в поисках самореализации. У нас в стране катастрофически не хватает квалифицированных специалистов в области онкологии – по нормативам их должно быть 2-3 человека на сто тысяч населения, а в России этот показатель равен 0,2.

Поэтому когда Е.И.В. Великий Князь Георгий Михайлович предложил мне стать генеральным директором учрежденного им Фонда, я принял его предложение с благодарностью, это стало большой честью для меня. Императорский Фонд занимается финансированием обучения и повышения квалификации врачей-онкологов, оплачивает стажировки, посещение конференций, в том числе международных, издание научных трудов, в общем, способствует развитию исследовательской деятельности в области онкологии, а это, в свою очередь, приводит к улучшению качества помощи онкологическим больным.

Многие из пациентов Детского хосписа имеют онкологические заболевания, при этом на всю страну у нас есть только 250 специалистов по детской онкологии – это ничтожно мало. Необходимо развивать раннюю диагностику, чтобы дети не попадали к нам уже на терминальной стадии заболевания, а могли получить необходимое лечение как можно раньше.

- Продолжаете ли Вы службу?

- Да, я являюсь настоятелем нескольких храмов, в том числе храма на Северном кладбище, храма при Суворовском военном училище, где роль Церкви кажется мне особенно важной – ведь там учатся совсем юные мальчики, часть из них – сироты, они, безусловно, нуждаются в духовной поддержке. Сейчас активно ведется строительство Святодуховского собора в Приморском районе, где я также являюсь настоятелем. Это огромный, густонаселенный район, имеющихся в нем церквей не хватает для того, чтобы вместить всех верующих, поэтому строительство собора именно там кажется мне очень важным.

- Чем увлекаетесь в свободное время?

- Свободного времени у меня не так много, поэтому я стараюсь по возможности проводить его с семьей. С сыновьями мы ходим на хоккей, катаемся на лыжах, на коньках. Я увлекаюсь дайвингом, а недавно мне подарили барабанную установку, и сейчас я учусь на ней играть – это оказалось очень увлекательно.

Источник: «Добрые люди»
Раздел: СМИ о Детском хосписе | Просмотров: 1814 | Дата: 29.10.2015 | Время: 11:28 |


Архив новостей
по месяцам
Февраль 2024 (12)
Январь 2024 (5)
Декабрь 2023 (9)
Ноябрь 2023 (6)
Октябрь 2023 (8)
Сентябрь 2023 (10)


Популярные новости

    Яндекс.Метрика