В служении другим мы находим себя

В служении другим мы находим себяВ ОП РФ обсудили развитие наставничества

«Даже доброе дело, которое совершается без рассуждения, может иметь негативные последствия», — говорит председатель Комиссии ОП РФ по вопросам благотворительности, гражданскому просвещению и социальной ответственности Александр Ткаченко, основатель первого в России детского хосписа и лауреат Государственной премии РФ за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности.

«Что хорошего может сделать бизнес-сообщество для детей и особенно подростков, которые живут в детских домах? Вкусно накормить, вручить дорогие подарки? Если компании или корпорации действительно хотят помочь этим детям, то самое лучшее — это поддержать наставничество», — считает отец Александр.

«Люди часто следуют простому душевному порыву — сделать что-то хорошее для детей, которые живут в иных условиях. Но, к сожалению, дети в детских домах часто продают подарки благотворителей, а вырученные деньги могут пустить на алкоголь или наркотики. Есть другой вариант подарка, куда более ценного, — можно подарить детям свое внимание», — говорит он.

На данный момент наставничество — одно из актуальных направлений развития волонтерского движения. Сегодня им активно занимается Комиссия по вопросам благотворительности, гражданскому просвещению и социальной ответственности.

4 октября по инициативе Комиссии в ОП РФ прошел круглый стол, посвященный развитию наставничества. Участники мероприятия обсудили, как НКО, государство и бизнес могут эффективно взаимодействовать, объединяя усилия для помощи наиболее уязвимым группам населения. В ближайших планах Комиссии — организация крупного форума, на котором НКО и учреждения, практикующие наставничество, представят лучшие наработки и программы, а также обсудят проблемные места этой сферы.

Не создать, а вернуть

«Мы ставим большую цель — вернуть наставничество в культуру нашей страны. Наставничество всегда было естественной формой передачи опыта от старшего к младшему в жизни разных слоев общества России. Это было и среди крестьянства, когда нужно было обучить новое поколение уходу за землей, скотом, и среди крупных промышленников страны, которые создали целый институт меценатства. Традиции российской благотворительности были заложены личным примером Императорского дома. Самые крупные благотворительные организации находились под покровительством императорской семьи и охватывали самые разные сферы — от искусства до науки. Традиции наставничества перешли и в советскую эпоху. Вспомним хотя бы такое явление, как шефство... Оно было важным не только для подопечных, но и для самих наставников. Ведь когда мы можем со всей ответственностью и любовью передать свой опыт другим, мы и сами формируемся как личности. Находим в служении другим самих себя. Истинное счастье — видеть, как младшие делают успехи!», — рассказывает Александр Ткаченко.

Наставник может стать ключевой фигурой для молодого человека, который готовится выйти из социального учреждения в новый для него мир, где ему придется решать задачи, с которыми он в одиночку может не справиться, — поиск работы, обустройство жилья и быта, выстраивание надежных социальных связей. Наставник — проводник, через которого воспитанник детского дома усваивает новые жизненные ценности и приобретает необходимые навыки.

Вопрос к себе

«В жизни каждого человека, наверное, был старший друг, учитель, наставник, который сыграл важную роль в нашей жизни. Мы тоже можем стать таким значимым человеком для тех, кто сегодня находится в детских домах. Подарить им свое внимание. Вовлечь в круг своего общения. Сформулировать важные жизненные ценности и даже помочь с выбором профессиональной ориентации, — говорит Александр Ткаченко. — Безусловно, человек, который решает стать наставником, должен осознать всю степень ответственности, которая на него ложится. Ему следует честно ответить на вопросы прежде самому себе: почему это важно для меня? Насколько я готов? Вот почему наставничество нуждается в сопровождении специалистов — психологов, педагогов, методистов, которые будут отбирать людей, действительно готовых к этой деятельности, и следить за их отношениями с подопечными. Важно учитывать, как личность наставника может повлиять на формирование личности подростка».

О том, как наставничество реализуется на практике, рассказала Руслана Яценко, психолог и куратор одной из самых известных программ наставничества — «Старшие братья, старшие сестры». По словам методиста, организация реализует долгосрочную программу: взаимодействие с подопечным в течение минимум одного года, с регулярностью встреч раз в неделю. За отношениями подопечного и наставника наблюдает куратор. Все кураторы имеют психологическое образование и оказывают поддержку паре на протяжении всего периода общения.

«Чтобы отношения были выстроены грамотно, куратор помогает ставить правильные цели, — говорит Руслана Яценко. — Наставники должны четко понимать, ради чего они общаются, поэтому мы проводим серьезный отбор и обучение будущих „старших братьев“ и „сестер“. Каждая пара ставит свои цели — одинаковых не бывает. Для кого-то целью может стать построение образовательной модели, а для кого-то важным будет научиться завязывать шнурки. Мы внимательно наблюдаем, какие изменения происходят в каждом ребенке под влиянием наставника. Ребенку важно усвоить положительную ролевую модель взрослого. Дети учатся выстраивать долгосрочные отношения, адекватно преодолевая конфликты и разногласия. Это залог успеха в обществе и дорога к личному счастью».

Большинство подопечных «Старших братьев, старших сестер» — из соцучреждений. Однако заручиться поддержкой наставника могут также и ребята, которые находятся под опекой, например, бабушек.

«Бабушки — хорошие, — говорит Руслана, — но у них не всегда хватает сил справляться со сложными подростками, которые становятся для них непонятными существами. В этот момент важно, чтобы в жизни ребенка появился новый взрослый человек: так мы можем избежать возможного отказа от опеки и помещения подростка в сиротское учреждение. Благодаря наставнику у детей появляется шанс посмотреть на мир с другой стороны. Когда в семью входит старший, бабушки вздыхают с облегчением: наконец-то у внуков появился правильный ориентир в жизни и авторитетный человек».

Наставничество может быть не только долгосрочным, но и краткосрочным, когда ставится такая цель как, например, профориентация подростка.

Проект «Не рядом, а вместе» Агентства стратегических инициатив поддерживает многие наставнические организации и разрабатывает собственные методики и программы в этой сфере. Получив на руки статистику по социальной адаптации детей-сирот, эксперты АСИ пришли к выводу, что необходимо строить специальные методики, которые помогут детям-сиротам при выходе из учреждения.

«Цель краткосрочной программы АСИ — построить индивидуальный образовательный маршрут ребенка, для того чтобы он имел представление о своем профессиональном будущем», — говорит представитель агентства Алиса Бабина.

«Наставник здесь выступает в иной роли. Он не старший брат, скорее старший коллега. Каждая встреча наставника и подростка имеет свой сценарий, который прописывает сопровождающий пару методист. Благодаря работе с наставником ребенок лучше понимает, как использовать собственные ресурсы и эффективно встраиваться в жизнь», — поясняет она.

По словам Алисы Бабиной, корпорации, которые пожелают участвовать в краткосрочных проектах АСИ, могут выступить в роли условного работодателя. Они организуют встречу в рабочей среде и делятся профессиональным опытом. Наставник показывает, как он учился справляться с трудностями в своей профессиональной и личной сфере, выходить из сложных жизненных ситуаций.

Маленьким мамам одна дорога?

В государственном специализированном доме ребенка «Маленькая мама» воспитываются девушки-сироты, которые рано забеременели и приняли решение стать мамой. Приходят сюда и те юные женщины, которые не нашли поддержки в родной семье и оказались между сложным выбором — уйти из дома и сохранить жизнь своему будущему ребенку либо отказаться от него, но остаться в семье. Молодых женщин здесь готовят стать мамами. Над центром шефствует фонд «Хранители детства», который подбирает для девушек наставников, организует для них курсы компьютерной, правовой и финансовой грамотности, профориентационные занятия.

«У наших девочек был один путь — в официантки, — говорит сотрудница „Маленьких мам“ Валерия Тофт, — сколько мы ни ходили вместе по работодателям, наших девочек никуда больше не принимали. Как только узнают, что они воспитанницы сиротских учреждений, да еще и с трехлетними детьми, сразу отказываются. Роль наставника в жизни наших девочек огромна. Они прислушиваются к их советам, обретают уверенность в себе и потихоньку начинают понимать, что у них не так уж мало возможностей. Счастье, что девочки, еще находясь у нас, могут попробовать себя в той или иной профессии и обрести знания, необходимые для самостоятельной жизни с ребенком».

Пресс-служба Общественной палаты РФ
Раздел: Новости учреждения | Просмотров: 124 | Дата: 05.10.2017 | Время: 17:07 |


Архив новостей
по месяцам
Декабрь 2017 (5)
Ноябрь 2017 (16)
Октябрь 2017 (19)
Сентябрь 2017 (21)
Август 2017 (12)
Июль 2017 (24)


Яндекс.Метрика